А все из-за того, что на цены на топливо на данный момент выглядят так: - бензин АИ-95 – 1,27 рублей за литр, - дизельное топливо – 1,29 рублей за литр, - газ пропан-бутан – 0,57 рублей за литр, - газ метан – 0,50 рублей за кубометр. Факт есть факт – метан в 2,5 раза дешевле бензина. А желание ездить «бесплатно» никогда не покинет белорусского автолюбителя. Чтобы понять, что такое метан, мы взяли на тест почти новый Mazda 6 с недавно установленным метановым ГБО на Автоцентре Лаяда-Сервис. На его примере рассмотрим все плюсы, минусы и отличия от пропан-бутанового оборудования. Метан и пропан-бутан – в чем разница? Самое главное отличие этих видов газа в том, что пропан-бутан заправляется в баллон жидком состоянии, а метан – в газообразном. Это, казалось бы, незначительное отличие определяет очень многое. Во-первых, это определяет давление в газовой системе автомобиля. В метановой системе давление газа на порядок выше, чем в пропан-бутановой (20 мПа против 1.6 мПа). Поэтому все элементы системы усиленные. Газовый баллон, магистрали, редуктор – все это должно выдерживать большое давление. А вот форсунки и блок управления газовым впрыском – одинаковы для метана и пропан-бутана. Второе отличие – объем метана измеряется не литрами, а кубометрами. В тестируемой Mazda 6 установлен баллон на 80 литров. Туда помещается примерно 80/4,2=19 м3 метана. Автомобиль расходует в среднем 9 литров бензина или 9 кубометров метана на 100 километров. Запас хода на газу с баллоном 80 литров составляет около 200 км по городу и около 250 км по трасе. Это не много, зато за каждые 100 км пробега на метане вы заплатите в 2,5 раза меньше чем на бензине! Третье отличие в том, что расход бензина в случае с метановым оборудованием – минимален. Не требуется прогрев двигателя для перехода на газ. Есть автомобили на метане, которые вообще не оборудованы бензиновыми баками. На АГНКС мы повстречали Opel Zafira 1,6 CNG2005 года, который комплектовался метановым ГБО с завода. Бензиновый бак в нем всего 14 литров! Четвертое отличие – цена оборудования. Если пропан-бутановое оборудование хорошего производителя вам обойдется в 400-800$, то метановое – в 800-1200$. Из-за чего такая разница в цене? В основном из-за того, что давление в системе на порядок выше, и компоненты системы должны быть намного прочнее. Например, новый аттестованный баллон для метана на 80 литров весит 64кг и стоит около 400$, что заметно дороже привычного пропан-бутанового. Тороидальных баллонов «под запаску» для метана не бывает. Кроме того, из-за больших объемов, метановые баллоны занимают больше места. Пятое отличие – сеть АГНКС с метаном пока не так развита, как хотелось бы. Конечно, это вопрос времени, но на данный момент в Минске всего 4 заправки, где можно найти метан (все расположены вдоль МКАД), а по Беларуси их всего 26. Карту АГНКС можно посмотреть здесь. Не стоит обходить вниманием и экологический вопрос. Метан – это природный газ, который используется у вас дома в кухонной плите. Очевидно, что сгорание метана в двигателе автомобиля намного более экологичное, чем сгорание бензина. Для переоборудования автомобиля на газ метан установщикам потребуется около 1 дня работы. Далее нужно получить специальную чип-карту – это своего рода освидетельствование оборудования. Туда заносится вся необходимая информация об автомобиле, газовом баллоне и владельце автомобиля. Получить чип-карту можно в «БелТрансГазе» в Минске или у региональных представителей. Сама процедура получения достаточно простая, и занимает 2-3 часа. Далее освидетельствование баллона нужно будет делать 1 раз в 3-5 лет, а срок службы баллона – 25 лет. Это больше, чем средний срок службы автомобиля. Когда речь заходит об экономии на топливе в 3 раза, многие считают неуместным говорить о потерях мощности автомобиля. Главное – чтобы дешево. Но стоит отметить, что на метане автомобиль практически не теряет в динамике! Конечно это при условии правильной установки и настройки оборудования. За время «тест-драйва» мы проехали несколько десятков километров, и для того, чтобы в полной мере ощутить владение автомобилем на самом дешевом виде топлива, заехали на заправку. Очередей тут нет, как на привычных нам АЗС. Открываем капот, вставляем «пистолет» в заправочное устройство. Оператору АЗС нужно предъявить чип-карту. Таким образом подтверждается пригодность газового оборудования к эксплуатации и производится идентификация заправляемого автомобиля. Наш баллон не был пуст, и влезло только 8 кубометров метана (это примерно 34 литра газа). На этом объеме топлива наш автомобиль проедет около 100 км, а счет за поездку будет совсем смешным. Как оказалось, легковые «метановые» автомобили – не редкость за пределами Беларуси. Крупнейшие автомобильные концерны выпускали и выпускают со своих конвейеров автомобили, предназначенные для езды на метане. Это Volkswagen, Mercedes-Benz, Ford, Citroen и многие другие. Многие из таких автомобилей даже не имеют бензиновых топливных баков. На АГНКС метан позиционируется как «топливо XXI века», а значит – топливо сегодняшнего дня! Павел Кореванов, www.myauto.by |
||||||||||